Видеоархив передач "Слово в образе"

 

 Утверждение христианства в мире сопровождалось развитием величайшей культуры, которая подарила человечеству уникальные произведения искусства.  "Слово в образе" - это цикл передач, посвященный христианским сюжетам в мировой художественной культуре, главным образом в живописи и пластике. Мы постараемся раскрыть их духовно-образные смыслы в контексте исторического времени и актуальности  этих тем  в наши дни. Предполагается художественный  и теолого-философский анализ при освещении материала. Телезрители увидят  самые известные живописные полотна мировых мастеров кисти на религиозные сюжеты. Предлагаемые темы неизбежно будут выводить разговор из пространства исторического и эстетического в пространство нравственно-этическое. Каждый выпуск программы – это разговор не только о культуре художественной, но, прежде всего, о культуре духовной.

 

Выпуск № 40>>

Мастер светотени и драматичных сюжетов Караваджо за свою короткую жизнь успел реформировать европейскую живопись. Он писал святых с простых людей, которых видел на улицах города. Об уникальной по эмоциональной насыщенности образов религиозной живописи крупнейшего мастера итальянского барокко Микеланджело Меризи да Караваджо пойдет речь в новом выпуске программы «Слово в образе».
 
 
 
 

Выпуск №39>>

Карл Брюллов начал работу над «Распятием» в 1836 году и работал с «высшим вдохновением». Образ предназначался для лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге, автором проекта которой был брат художника — Александр Павлович Брюллов. Достоинствам картины, которые вызывали в современниках благоговейный восторг,  посвящен новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 

Выпуск № 38>>

Картины испанского художника Бартоломео Мурильо поражают многомерностью, неожиданными пафосными ракурсами, эффектными цветовыми переходами, особым театральным мистическим драматизмом. К числу таких произведений относится и работа мастера «Непорочное зачатие». Почему это, виртуозно выполненное, полотно удивляет своей трактовкой привычного библейского сюжеты – новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №37

Резкие контрасты света и тени переносят нас в угрюмое подземелье, где ожидают неизбежной гибели первые последователи христианства. Перед нами сцена из эпохи римских гонений на христиан, ставшая сюжетом картины Константина Флавицкого «Христианские мученики в Колизее». О первом самостоятельном произведении художника, исполненном в Италии по окончании Петербургской Академии художеств, пойдет речь в новом выпуске программы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №36

Начиная с Александра Иванова, русское искусство часто обращалось к образу Христа для выражения больших социально-нравственных вопросов. В своей трактовке Христа скульптор Марк Антокольский примыкает к этой же традиции. А затем для объективного отражения действительности создает антипод положительно-прекрасному образу Спасителя. Скульптурам Христа и Мефистофеля посвящен новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №35

В 1863 году  художник Николай Ге привез в Санкт-Петербург из Италии и представил Императорской академии художеств картину «Тайная вечеря» в виде отчета о своих трудах за границей, и получил за эту работу звание профессора исторической живописи. Почему молодой, никому неизвестный художник берется за сюжет, существующий в искусстве уже много веков? Об этом новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №34

Художественное наследие Рубенса необозримо. Основоположник искусства барокко создал за свою   жизнь более 3000 работ. Среди них большое количество произведений на Библейские темы. В его картинах мы найдем виртуозную работу с цветом, пышную, яркую, причудливую изобретательность в композиционных решениях, изысканное мастерство в изображение драматических поз и жестов.  А найдем ли мы в его работах подлинное религиозное чувство? Об этом новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №33>>

Над разгадкой таинственных символов и аллегорий картины "Сад земных наслаждений" уже не одно столетие бьются историки, искусствоведы и богословы. Каждый толкователь убеждён, что именно он приблизился к истине, однако ни одна теория не признана безоговорочно верной.  О самой загадочной картине Иеронима Босха - «Сад земных наслаждений» - новый выпуск программы "Слово в образе".
 
 
 

Выпуск №32>>

В 1942-1943 годах, в самый разгар Великой Отечественной войны, потомственный иконописец, художник Павел Дмитриевич Корин создает триптих "Александр Невский". О судьбе художника, неизвестных частях триптиха и о героическом образе Святого Князя – новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №31>>

В конце 19-го века мастер исторической и фольклорной живописи В.М. Васнецов  создал картину "Великая княгиня Ольга" в качестве стенной росписи Владимирского собора в Киеве.   О версии  происхождения образа Великой равноапостольной княгини смотрите в новом выпуске передачи «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №30>>

Альбрехт Дюрер — немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса, в своем творчестве неоднократно обращался к личности Христа. Он создает даже собственный автопортрет в образе Спасителя. Новый выпуск программы «Слово в образе» посвящен образу Иисуса Христа в творчестве Дюрера.
 
 
 
 
 
 

Выпуск №29>>

Русский музей был создан императором Александром III после приобретения на выставке в 1889 году картины Ильи Репина "Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осужденных". Об истории создания знаменитого шедевра Репина - новый выпуск программы "Слово в образе".
 
 
 
 
 

Выпуск №28>>

Капелла Скровеньи является главной достопримечательностью Падуи.  Всё её внутреннее пространство расписал Джотто – великий реформатор итальянской живописи. 37 фресок расположил художник в три яруса вдоль стен, посвященных родословной и жизни Иисуса Христа.   Тридцать восьмой самой большой фреске, которая занимает целую стену  и называется «Страшный суд» посвящен новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №27 >>

Тема, которая проходит через всё творчество Тинторетто – Тайная вечеря. На этот евангельский сюжет художник в разные периоды жизни создал три полотна. Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка мастера. Программа «Слово в образе» продолжает разговор  о великом живописце эпохи позднего итальянского возрождения – Якопо Тинторетто.
 
 
 

Выпуск №26 >>

Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним- Тинторетто- знаком, наверное, каждому. Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! На своей мастерской в Венеции он повесил вывеску «Живопись - как у Тициана, рисунок – как у Микеланджело. О начале творческого пути знаменитого мастера эпохи позднего итальянского возрождения в новой программе «Слово в образе».
 
 
 
 
 

Выпуск №25>>

Картину Рафаэля Санти «Преображение Господне» можно считать художественным завещанием мастера, жизнь которого была насыщена волнениями, вдохновением, поисками. Именно Риму Рафаэль отдал все силы, способствуя превращению города после веков запустения и упадка в великий центр культуры и искусства. Новый выпуск программы «Слово в образе» - о последнем шедевре Рафаэля, который теперь составляет славу Ватиканской Пинакотеки.
 
 

Выпуск №24>>

Юдифь - соблазнительная красавица, которая усыпила бдительность воспылавшего к ней страстью грозного военачальника Олоферна и отрубила ему голову, тем спасла Иудею от страшного врага. В Ветхом завете про нее сказано : «Она была очень богобоязненна, красива видом и весьма привлекательна взором». О секрете популярности ветхозаветной героини у художников разных веков новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №23>>

Русское искусство родилось под счастливой звездой: на протяжении многовековой истории в Россию не раз являлись из чужих земель великие мастера. К таким добрым гениям, оставившим в истории русской живописи целую эпоху,  относится знаменитый художник Феофан Грек. О великом мастере живописи из Византии новый выпуск телепрограммы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №22>>

Удивительный и непостижимый Михаил Врубель родился 165 лет назад. Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело  художника, создавая многочисленных «демонов»? Об этом новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №21>>

Иродиада с головой Иоанна Крестителя - сюжет чрезвычайно распространенный в европейском искусстве, начиная с эпохи Возрождения. В России к одному из самых драматичных моментов библейской истории обращается Иван Крамской. Почему художник выбрал не кульминацию, а финал кровавой библейской драмы, вы узнаете из нового выпуска программы «Слово в образе».
 
 
 
 

Выпуск №20>>

День Святой Троицы считается Днем рождения Православной Церкви. Знаменитая икона праздника написана преподобным Андреем Рублевым в XV веке. Священник  и искусствовед Павел Флоренский в своей книге «Иконостас» пишет: «Есть «Троица» Рублева, следовательно есть Бог». О знаменитом образе «Троицы», ставшим для всего мира узнаваемым символом русской культуры, новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №19>>

На сороковой день после Пасхи христиане отмечают Вознесение Господне. Существует большое разнообразие  художественных изображений этого события. А как складывалась иконография праздника с древних времен по настоящее время, вы узнаете из нового выпуска программы «Слово в образе».
 
 
 
 
 

Выпуск №18>>

Программа «Слово в образе» продолжит разговор о гении эпохи Возрождения Вечеллио Тициане. На последнем этапе творчества мастером были созданы два шедевра «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян». Об истории создания последних шедевров Тициана и людях, которые вдохновляли художника, новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №17>>

Для многих поколений художников приблизиться к мастерству творчества Тициана станет целью номер один; психологическая глубина, достоверность, эмоциональность, виртуозная работа с цветом. После грандиозного по размерам алтарного образа  «Вознесение Богоматери» Тициан признан первым художником Венецианской республики. О начале творческого пути гения эпохи Возрождения – новый выпуск телепрограммы «Слово в образе».
 
 
 
 

Выпуск №16>>

Живописный цикл Василия Поленова «Жизнь Христа» составляет более 50 полотен, к которым много лет в своем творчестве обращался художник. Как евангельские истории под кистью великого художника становились жанровыми картинами, вы узнаете из нового выпуска программы «Слово в образе».
 
 
 
 
 

Выпуск №15>>

Картина итальянского художника Паоло Веронезе "Пир в доме Левия" написана в 1573 году. В настоящее время выставлена в Галерее Академии в Венеции. Сначала художник назвал картину "Тайная вечеря". Однако после вмешательства Святой инквизиции Веронезе был вынужден дать картине новое название. Что смутило представителей инквизиции, вы узнаете из нового выпуска программы «Слово в образе».
 
 
 
 

Выпуск №14>>

«Явление Христа Марии Магдалине» - Александр Иванов написал в Италии. Сначала картина с успехом выставлялась в Риме, а потом была отправлена в Петербург, где была восторженно принята, а художник получил звание академика. О шедевре религиозной живописи на известный евангельский сюжет – новый выпуск телепрограммы «Слово в образе».
 
 
 
 
 

Выпуск №13>>

Воскресение Христово — одно из центральных событий Евангельского благовестия. О том, как этот сюжет отражен в мировой религиозной живописи и православной иконографии, вы узнаете в новом выпуске телепрограммы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №12>>

Весной 1887 на ежегодной выставке Петербургской Императорской Академии художеств Генрих Семирадский выставил большую картину «Христос у Марфы и Марии». Очередное полотно почетного академика было принято неоднозначно: коллеги критиковали, публика восторгалась, начальство удостаивало званий, а пресса писала: «фурор, какого у нас и не помнят». Картине «Христос у Марфы и Марии» посвящен новый выпуск программы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №11>>

Работа над созданием картины «Христос и грешница» была долгой и трудной. Путь от замысла до воплощения занял у Василия Поленова 15 лет. Цензура не приняла картину, посчитав ее «вредной для народа», но положение исправил император Александр III, приобретя работу для своего музея. Почему евангельский сюжет, воплощенный в живописи великим мастером, стал шедевром Русского музея, но не был принят современниками, вы узнаете из нового выпуска телепрограммы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №10>>

Собрание Псалмов царя Давида вошло в книгу Ветхого Завета, стало важной частью  христианской традиции, имеет множество музыкальных и поэтических переложений. А сам образ великого царя во всем разнообразии нашел отражение в мировом искусстве. Новый выпуск телепрограммы «Слово в образе» расскажет, как библейский герой на протяжении веков завоевывал сердца и вдохновлял кисть и резец многих великих художников.
 
 
 
 

Выпуск №9>>

Две противоположности - в одном из лучших библейских полотен кисти Эль Греко - «Апостолы Петр и Павел». Эта картина - достойное завершение целого исторического процесса в живописи. Это конец целой эпохи Высокого Возрождения. В чем заключается противопоставление двух совершенно разных характеров учеников Христа, вы узнаете в новом выпуске телепрограммы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №8>>

«Царь Саул у Аэндорской волшебницы» — восхитительный шедевр кисти Николая Ге, за исполнение которого живописец был удостоен большой золотой медали и поездки в Италию на обучение и стажировку. Почему в середине 19 века художник обращается к сакральному библейскому сюжету, бередившему умы богословов на протяжении многих веков, вы узнаете из нового выпуска телепрограммы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №7>>

Для Михаила Нестерова его картина «Видение отроку Варфоломею» всю жизнь оставалась самой значимой. За эту работу его благодарили Левитан и Суриков, Васнецов, Толстой и Горький. Картину Нестеров написал в 1890 году, было ему всего двадцать семь лет. Подводя итог всей творческой жизни, Михаил Васильевич не раз говорил: «Кому ничего не скажет  «…отрок Варфоломей», тому не нужен и весь Нестеров». Почему Нестеров придавал такое большое значение своему произведению, вы узнаете из новой передачи «Слово в образе».
 

Выпуск №6>>

Картина «Медный змий» Федора Бруни создавалась на протяжении 15 лет. Это одно из самых  больших полотен в русской исторической живописи. Его размер около 48 квадратных метров.  Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». О том, какой сюжет из Ветхого Завета воплотил художник на своем полотне, вы узнаете из нового выпуска программы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №5>>

В 1872 году в Петербурге открылась Вторая передвижная выставка. Крамской представил свою новую картину «Христос в пустыне». «Это моя первая вещь,  над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью, она глубоко выстрадана мною» - делился художник со своим другом. У картины на выставке развернулись споры и настоящие дебаты. О чем они были, телезрители узнают из нового выпуска программы «Слово в образе».
 
 
 

Выпуск №4 >>

Никогда специально заданный выпускникам Императорской Академии художеств евангельский сюжет не находил столь необычного по своей жизненности эмоционального воплощения, как в дипломной работе  Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира». В этой работе Репин открывает для себя великую художественную силу света и тени. Как удалось молодому живописцу создать столь талантливый шедевр? Вы узнаете из нового выпуска программы «Слово в образе».
 
 

Выпуск №3 >>

20 лет жизни. Такова цена шедевра, для которого в Третьяковской галерее построили отдельный зал. Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а стала смыслом жизни. Подробности о работе художника над сюжетом из первой главы Евангелия от Марка вы узнаете из программы «Слово в образе».
 
 
 

 

Выпуск №2>>

Картину «Блудный сын» Рембрандт написал за несколько месяцев до смерти. Это кульминация его творчества. Его главный шедевр. Перед которым в Эрмитаже каждый день собирается множество зрителей. Что же так притягивает людей? Об этом в новом выпуске телепрограммы «Слово в образе» с историком искусства Юрием Соколовым.

 

 

Выпуск №1>>

Рождество Христово - один из популярных и почитаемых евангельских сюжетов в мировом  изобразительном искусстве.  Когда мы смотрим на картины великих мастеров кисти, то можем изучать Евангелие в красках и образах,  увидеть то, что внесла та или иная эпоха в изображение Святой ночи. Первый выпуск программы «Слово в образе» посвящен отечественной традиции в изображении событий Рождества Христова.
 
 


 

 

Духовно-просветительский телепроект «Слово» создан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

 

Телепрограмма «Слово» лауреат XVIII Международного кинофестиваля «Радонеж». Награждена Серебряной медалью преподобного Сергия Радонежского, как лучшая телепрограмма регионального телеканала.