Прошел фестиваль "Письменность: ценности и смыслы"

Фестиваль "Письменность: ценности и смыслы" прошел 4-6 июня в выставочном комплексе "Россия - моя история". Он был направлен на привлечение внимания к сохранению письменной культуры в цифровую эпоху и популяризацию кириллической каллиграфии.

Были представлены проекты "Русские автографы" (об истории русского письма в автографах знаменитых людей России, рукописных книгах и грамотах) и "На языке русской культуры" (об искусстве каллиграфии). Состоялись мастер-классы по методикам развития интереса к чтению и письму у детей, организации информации для ее лучшего усвоения.

В Международный день русского языка, 6 июня, член-корреспондент РАО, профессор СПбГУ Татьяна Черниговская выступила с лекцией "Цивилизация книги: сохранится ли в XXI веке?" он отметила, что распространено мнение об искусстве как "менее серьезном" в сравнении с наукой. Думать так - большая ошибка. Искусство дает возможность прожить другие жизни, пройти дорогами, которыми в жизни никогда не пройдешь. Искусство - вторая жизнь, благодаря ему можно быть не только собой, а еще, например, Дездемоной или Гамлетом. Искусство бежит вперед гораздо быстрее, чем наука. Люди искусства непонятным образом опережают науку. Есть примеры, когда оно открывало явления, закономерности за десятилетия до того, как их открыла наука.
 

"Текст знает больше автора, потому что смыслы растут. То, что писал Лев Толстой в "Анне Карениной", - уже не то, что мы читаем. Читатель - соавтор. Одно дело - что напишешь, другое - что прочтут. Глазами мы смотрим - видим мозгом. Ушами слушаем - слышим мозгом. Каждый читает по-своему. Одна и та же книга по-разному будет читаться разными людьми, не "лучше" и не "хуже", а по-другому. Это зависит от интеллекта, способностей и желания человека. Мозг - не просто сумма ста миллиардов нейронов. Сложнее его нет ничего во вселенной. Его сложность запредельна", - сказала лектор.


По ее словам, младенец рождается с некой нейронной сетью - это потенция, то, что должно быть построено. А строит нейтронную сеть жизненный опыт. Поэтому важно, где и с кем находится ребенок, что слышит, ест, нюхает, осязает. Это настройка его нейронной сети. Дело не в том, чтобы ребенок знал, к примеру, кто такой Вивальди, а в том, что если с раннего детства его учат музыке, дают хорошие книги, это настраивает его нейтронную сеть на более высокий уровень. В этом процессе участвуют все органы чувств. Человек, который много знает, видит произведение искусства не так, как другой, несведущий: для последнего оно останется "пустым местом": у него нет ключа к шифру. Ключ - это образование. А его основа - письменность и вообще знаковая грамотность.

Лектор отметила, что человеческий язык - это эволюционный подарок людям. У всех живых существ есть системы коммуникации, даже у амебы, но ни у кого нет языка, сопоставимого с человеческим. Бог в результате эволюции дал людям невероятной мощи устройство, и им надо пользоваться. Но для некоторых людей язык остается примитивной игрушкой.

Есть особый сенситивный период в развитии ребенка (6-7 лет) - этап созревания мозга для того, чтобы учиться в школе. Передние ассоциативные области коры головного мозга, которыми человек думает и принимает все сложные решения, Определяющим его поведение, зреют до 20 с лишним лет. У немалой части людей они никогда не созреют, так как эти люди заняты только примитивными бытовыми задачами. Минимум 17 зон мозга активно функционируют, когда человек читает. При этом они должны друг с другом соотноситься, важна скорость, оперативная память. Люди, которые много читают, особенно сложную литературу, имеют очень развитую нейронную сеть. В мире много проблем с чтением и письмом. Если у детей проблемы с чтением, надо понять, что происходит, и найти нужного специалиста. Дисграфия и дислексия - это не "низкий интеллект", а другой мозг, и ему надо помогать.

Еще один инструмент для настройки нейронной сети - это каллиграфия. Тонкая моторная работа настраивает те же зоны мозга, которые нужны для говорения. Когда у ребенка задержка речи, то одна из методик связана с развитием мелкой моторики. Если дети вообще не будут писать, а будут пользоваться только компьютером, это неизбежно отразиться на качестве нейтронной сети, которая у них сформируется. В Древнем Китае люди, которые претендовали на высокие чиновничьи позиции, должны были сдать экзамены по каллиграфии и стихосложению. Это высокий класс цивилизации. Альберт Эйнштейн писал: "Я боюсь, что настанет тот день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мы получим поколение идиотов". Можно читать электронные книги, материалы в цифровом виде, если это техническое чтение - учебная литература, научные статьи. Пушкина читать в телефоне не нужно. Сама книга, ее вид, запах, бумага на ощупь имеют значение. Если бумажная книга не исчезнет, сохранится и цивилизация.

У искусственного интеллекта есть и плюсы: например, то, что делает искусственный интеллект с Big Data, человек не может. Речь идет об огромных скоростях принятия решений и обработки информации, которые нам недоступны. Но за искусственным интеллектом не может быть последнего слова, он должен быть подмастерьем, но не мастером - мастером может быть только человек, резюмировала Татьяна Черниговская.

ИА "Вода живая",
06.06.21

 

Духовно-просветительский телепроект «Слово» создан по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

 

Телепрограмма «Слово» лауреат XVIII Международного кинофестиваля «Радонеж». Награждена Серебряной медалью преподобного Сергия Радонежского, как лучшая телепрограмма регионального телеканала.